Чрезвычайно велика, роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает возможности помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье. Проводить занятия с детьми следует ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата.
Роль родителей в коррекционной работе с детьми:
1. Помогать в выполнении домашних заданий, приучая ребенка к аккуратности.
2. Вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ребенка.
3. Активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
4. Работать над навыками самообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания.
5. Воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, традициям национальной культуры.
6. Ответственно относиться к подготовке детей к школе.
Работа родителей.
1) Родители должны дома создавать спокойную, доброжелательную атмосферу, так как излишние волнения вредны для нервной системы детей.
2) Не требовать правильного произношения еще не отработанных звуков, произношение сложных слов, фраз.
3) Застенчивых детей не торопить с ответами, подождать, когда возникнет желание самому говорить. Подвижных, шумных детей спрашивать после того, как их возбуждение спадет.
4) При утомлении детей переключать их с одного вида работы на другой или дать им возможность подвигаться.
5) Родители должны терпеливо учить детей пользоваться своим словарным запасом, помогать подыскивать нужные слова, словесно оформлять свои мысли, показывая образец правильной речи.
6) Вместе со специалистами детского сада родители должны заниматься коррекцией специфических отклонений во внеречевых процессах (нарушение внимания, отсутствие собранности, неумение управлять собой, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой).
7) Родители должны развивать у ребенка сильные стороны и устранять или ослаблять то, что задерживает развитие,
8) У ребенка надо развивать способность к эмпатии, понимание происходящего и сопереживание чувствам других, прививать любовь к труду, воспитывать чувство личной ответственности.
9) Развитие речевых средств и способностей, развитие общения должно быть в центре внимания родителей даже тогда, когда дети занимаются свободной деятельностью.
Работая с детьми дома, родителям следует помнить:
1) Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.
2) Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.
3) На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
4) К последующим упражнениям следует переходить, лишь усвоив предыдущие.
5) Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
6) Некоторые упражнения выполняются под счет. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
7) Родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он научился.
8) Если у ребенка появятся звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в речь ребенка, то есть учить его правильно употреблять звук в словах, затем во фразовой речи.
9) Начинать работу по дифференциации звуков с детьми 5-7 лет можно лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с - ш, з - ж, б - п, л-р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, то есть вместо одного звука употребляет другой. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются к нему при всех возникающих затруднениях.