Консультации учителя-дефектолога

Чтобы ребенок говорил хорошо

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

свернуть

Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей

     Чрезвычайно велика, роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает возможности помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье. Проводить занятия с детьми следует ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата.

Роль родителей в коррекционной работе с детьми:

1. Помогать в выполнении домашних заданий, приучая ребенка к аккуратности.

2. Вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ребенка.

3. Активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

4. Работать над навыками самообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания.

5. Воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, традициям национальной культуры.

6. Ответственно относиться к подготовке детей к школе.

Работа родителей.

1) Родители должны дома создавать спокойную, доброжелательную атмосферу, так как излишние волнения вредны для нервной системы детей.

2) Не требовать правильного произношения еще не отработанных звуков, произношение сложных слов, фраз.

3) Застенчивых детей не торопить с ответами, подождать, когда возникнет желание самому говорить. Подвижных, шумных детей спрашивать после того, как их возбуждение спадет.

4) При утомлении детей переключать их с одного вида работы на другой или дать им возможность подвигаться.

5) Родители должны терпеливо учить детей пользоваться своим словарным запасом, помогать подыскивать нужные слова, словесно оформлять свои мысли, показывая образец правильной речи.

6) Вместе со специалистами детского сада родители должны заниматься коррекцией специфических отклонений во внеречевых процессах (нарушение внимания, отсутствие собранности, неумение управлять собой, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой).

7) Родители должны развивать у ребенка сильные стороны и устранять или ослаблять то, что задерживает развитие,

8) У ребенка надо развивать способность к эмпатии, понимание происходящего и сопереживание чувствам других, прививать любовь к труду, воспитывать чувство личной ответственности.

9) Развитие речевых средств и способностей, развитие общения должно быть в центре внимания родителей даже тогда, когда дети занимаются свободной деятельностью.

Работая с детьми дома, родителям следует помнить:

1) Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.

2) Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

3) На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.

4) К последующим упражнениям следует переходить, лишь усвоив предыдущие.

5) Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

6) Некоторые упражнения выполняются под счет. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

7) Родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он научился.

8) Если у ребенка появятся звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в речь ребенка, то есть учить его правильно употреблять звук в словах, затем во фразовой речи.

9) Начинать работу по дифференциации звуков с детьми 5-7 лет можно лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с - ш, з - ж, б - п, л-р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, то есть вместо одного звука употребляет другой. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются к нему при всех возникающих затруднениях.

 

свернуть

Что такое ОНР?

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. На первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

 

Причины общего недоразвития речи 

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-дефектолог ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию учителя - дефектолога, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-дефектолог задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

 

свернуть

Дизартрия у детей

Блоки Дьенеша – игра для развития и ума

Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка

   Развитие речи – одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте.
Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
    Развитие речи – это сложный процесс, протекающий у каждого ребенка по-разному. Развитие речи во многом зависит от среды, окружающей ребенка, от тех игр и игрушек, которые Вы ему предлагаете, от правильности Вашей собственной речи.
     Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь. Особое значение в развитии речи отводится мелкой моторики рук. Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Поскольку здесь
находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными.
   Существует большое количество способов развития мелкой моторики ребенка. Одной из самых доступных и эффективных является пальчиковая гимнастика.
   Пальчиковая гимнастика – это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие всех психических процессов. Ребенок хорошо запоминает стихотворные тексты, сопровождающиеся движением рук и пальцев.
    Пальчиковые игры стимулируют внимание и воображение ребенка, учат сопоставлять речь и движения рук. Использование пальчиковой гимнастики делает речь ребенка более точной и выразительной.
Советы по проведению пальчиковой гимнастики:
- Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно,
- Движения рук обязательно должны сопровождаться соответствующим
стихотворным текстом,
- Не стоит слишком перегружать ребенка (2-3 пальчиковых игр за раз
достаточно),
- Не торопитесь обновлять репертуар, позвольте ребенку запомнить текст и
движения гимнастики. Постепенно вводите новые игры, иногда возвращаясь
к уже заученным.


Примеры пальчиковых игр с детьми:
"Снежок"
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики)
Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)
И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)
Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)
Три уроним и сломаем. (топаем ногами)


"Посуда"
Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку
Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)
Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали (хлопаем в ладоши)


"Кулачок"
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок! (показываем кулак)


"Апельсин"
Мы делили апельсин! (руки сжаты в кулак, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному
пальцу)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка … кожура! (ладонь вверх, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)


"Зернышко"
Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко)
Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на
двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем кулачки)


"Зверята"
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук,
начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув
указательные пальцы и мизинцы.)

свернуть

Артикуляционные упражнения

"Окошко"широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

"Чистим, зубки"улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Чашечка"улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

"Дудочка, Трубочка, Бублик"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Грибочек"улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.присосать широкий язык к нёбу."Язычок силач"губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

"Лошадка"вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

"Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

"Орешки"рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

"Качели"улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,за нижние зубы.

"Часики"улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу."

Вкусное варенье"улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

"Гармошка"улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу),не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

"Дятел"улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

свернуть

Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома

Домашние задания учителя-дефектолога направлены на повторение и закрепление изученного.
Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть выделено место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке (не слишком маленькое), перед занятием вымойте руки себе и ребёнку, при необходимости используйте салфетку или носовой платок.
Занятия проводить ежедневно в течение 15-25 минут (в зависимости от возраста ребёнка и его самочувствия), из них: артикуляционная и дыхательная гимнастики -7-9 минут, пальчиковая - 3 - 5 минут, остальное время на задания по развитию речи и обучению грамоте.
При выполнении заданий исключить: насмешки, грубый тон, окрики, торопливость. Будьте последовательны, тактичны, настойчивы. Не идите на поводу у ребёнка: «хочу» - «не хочу», а «НАДО».
Подбадривайте своего малыша, внушайте уверенность, что ребёнок обязательно научится говорить четко, ясно, грамотно и занятия будут интересны и продуктивны!

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
• Упражнения выполнять обязательно перед зеркалом (ребёнок осуществляет контроль за органами артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука).
• Главным требованием является выработка умения: удерживать позу правильно, в течение определённого времени, например: под счёт от 1 до 5 или 10; все движения выполнять точно по инструкции; следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
• Чтобы занятия ребёнку не наскучили, подбирайте к упражнениям весёлые названия. Можно нарисовать или приклеить картинку-символ по названию упражнения.

Памятка при выполнении дыхательных упражнений.
• Упражнения выполнять 4-5 раз, в положении стоя или сидя.
• Одновременно дуть не более 10 секунд, затем сделать перерыв 5 секунд.
• Вдох делать через нос, плечи и грудь не поднимать, щёки не надувать.
• Выдох плавный через рот.
• Расстояние от рта до предмета, на который дуем, должно быть не менее 15 см.

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе.
• Взрослый контролирует правильную постановку кисти, пальцев рук ребёнка, точность выполнения и переключения с одного движения на другое.
• После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы, кисть руки (потрясти ими).

Занимайтесь со своим ребенком ежедневно! И результаты вас будут радовать!

свернуть