Скоро в школу

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок-холерик"

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ХОЛЕРИК»

Этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. "Покой нам только снится!" - могут сказать они про своего ребёнка-холерика. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. 

Речь ребенка- холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения стремительные, резкие, энергичные. Холерика постоянно захлестывает буря эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы, не признают правил и требований. Они не любят, когда их в чем-то ограничивают, в частности они противятся дневному распорядку. В коллективе ищут лидерства, часто конфликтуют. Для детей характерны непоседливость  и подвижность, потребность в шумных играх. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других.

Дети - холерики часто приступают к выполнению заданий, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечая допущенных ошибок.

Настроение неустойчивое, меняется, казалось бы, по незначительным причинам. Засыпают холерики         с трудом, под впечатлением событий дня. Если   родители пытаются наказать ребенка  за      неумение себя сдерживать, у него вырабатывается агрессивность, готовность к отпору,     к  самозащите.

                                Рекомендации  для родителей:

  • Главное в общении с детьми – деть полезное    направление детской энергии. Достигнуть этого можно приобщая их  к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход  их природная энергия.
  • Избыток энергии и агрессии гасить на футбольном поле или в бассейне. Тренировать произвольное внимание и усидчивость помогут настольные игры, конструирование, лепка и рисование. Правда, эти тихие забавы смогут занять его максимум на 15 минут. Но в этом деле главное – регулярность.
  • С ребенком необходимо говорить спокойно, но  требовательно и     внушительно, без уговоров и упрашивания.
  • Важно показать    красоту  культурных   поступков,разъяснять необходимость  проявления сдержанности, внимания к другим людям.
  • Необходимо помочь ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда. Поощрять старательность и терпение, организованность.
  • Использовать приемы сдерживания активности  («Подожди начинать, сначала подумай еще раз»)
  • Полезно использовать прием, который ставит ребенка, в позицию обучающего («Расскажи, покажи, как склеить домик" "Научи строит мост, у тебя это хорошо получается»).
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении с ребенком, так как холерики легко «заражаются» ими.
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву».

         Знаменитые холерики: Петр 1, Суворов А.В., Менделеев    Д.И.     Пушкин А.С., Чапаев В.И.

 

Уважаемые родители!

Помните,  важно не подавлять темперамент    

Вашего ребенка, а научиться управлять им.

Будьте наблюдательны и внимательны по          отношению к своему ребенку. Старайтесь как можно больше понять его,  и   вы всегда   сможете прийти к взаимопониманию.

 

Удачи Вам и радости общения!

свернуть

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок-сангвиник"

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК –  CАНГВИНИК»        

      В жизни темперамент в "чистом виде" встречается редко. Обычно имеет место смешение черт разных типов темпераментов. Но, тем не менее, наиболее яркие черты всё равно будут "солировать" в поведении вашего ребёнка. Именно на них и обращайте своё внимание.

       Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.

        Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

        Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

       Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.

        На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" - таков его жизненный девиз. Но оборотная сторона "солнечной" натуры, о которой не должны забывать взрослые, такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

 

                          РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ".          Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но  далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он  свое обещание
  • Важно формировать у него устойчивые привязанности, интересы.
  • Приучать доводить начатое дело до конца.
  • Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.
  • Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.
  • Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.
  • Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

    Знаменитые  сангвиники: Моцарт   В.А., Лермонтов М.Ю.,       Наполеон, Герцен А.И.,  Оноре де Бальзак, Марк Твен.

       

Уважаемые родители!

Помните,  важно не подавлять темперамент

Вашего ребенка, а научиться управлять им.

Будьте наблюдательны и внимательны по          отношению к своему ребенку. Старайтесь как можно больше понять его,  и    вы     всегда       сможете прийти к взаимопониманию.

свернуть

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. Флегматик.

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ФЛЕГМАТИК»

     Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие дети  не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Ребенок с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких детей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Задачи взрослых:

 – способствовать развитию у детей  уверенности в своих силах;

-создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром  темпе.

                   РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Постепенное, а не быстрое включение ребенка в работу – не требуйте от него немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания.
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания.
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности.
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить.
  • Полезно использовать прием опережающего воздействия, т. е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают вовремя мобилизоваться и переключиться.
  • Заинтересованность в деятельности;
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении упражнений и заданий дома (разговоры, телевизор, музыка и прочее);
  • Любые командные игры, танцы, восточные единоборства помогут ребенку  быть активнее.

 

Уважаемые родители!

         Темперамент – это природная особенность человека,       которая влияет на его поведение и успехи.    Однако не бывает

«плохих» или «хороших» темпераментов

 – у каждого из них есть свои плюсы и минусы.

         Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно,   необходимо обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия.

          

Удачи Вам и радости общения!

свернуть

Тип темперамента ребенка и его готовность к школе. "Если Ваш ребенок - меланхолик"

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по подготовке к школе детей с разными  типами темперамента

                      «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – МЕЛАНХОЛИК»                             

         Меланхолик - это мягкий и послушный ребенок. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи.  Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить - и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

         Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени".     Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

         Такой  ребенок опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

         Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

         Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. Такой ребенок, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

 

                  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

  • Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "НЕ НАВРЕДИ".
  • В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом.
  • Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.
  • Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
  • Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
  • Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
  • Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.
  • В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
  • Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

           Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

          Знаменитые  меланхолики:  Ч. Дарвин, Ф.Шопен,   Гоголь  Н.В., Чайковский  П.И., Лермонтов М.Ю.,        Э.Пресли.

    Уважаемые родители!

            Помните,  важно не подавлять темперамент Вашего  ребенка, а научиться управлять им.

            Будьте наблюдательны и внимательны по      отношению к своему ребенку. Старайтесь как   можно        больше понять его,  и    вы   всегда        сможете     прийти к взаимопониманию.

свернуть

Семье на пороге школьной жизни

«Семье на пороге школьной жизни»

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, внимания и ласки.
  2. Помните, что у Вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с Вами то, что его тревожит.
  3. Не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Лучше покажите свои школьные фотографии, расскажите о своей школе.
  4. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого Вы хотите от него? Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.
  5. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным.
  6. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
  7. Развивайте у ребенка навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится ему  в школе.
  8. Тренируйте внимание и память. Хорошая игра на внимательность: предложите небольшой текст, в котором  нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.
  9. Развивайте мелкую моторику рук ребенка. Пусть ребенок рисует, лепит, конструирует, собирает паззлы, делает поделки и т.д.
  10. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
  11. Играйте в школу. Пусть игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

Ребенок всегда должен чувствовать Вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях.

Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда Ваш дошкольник в будущем превратится в  успешного первоклассника, которому интересно будет  учиться!

          

свернуть

10 советов родителям будущих первоклассников

Как подготовить ребенка к школе?

Памятка "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"

Скоро в школу... В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.  Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
  8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым, Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое.

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Подготовил педагог-психолог В.П.Халько

свернуть
поделиться в: