Гражданско-патриотическое воспитание


Гражданско - патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

  Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников используются следующие методы:
1. Целевые прогулки.

2. Наблюдения.                                                                                                           

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.

4. Беседы с детьми о Республике Беларусь.

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

7. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.).

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

9. Личный пример педагога, любящего свою работу, свою улицу, свой город, поселок и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция самый сильный фактор воспитания). 

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом, поселком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

   Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования. Акцентирует данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

План мероприятий по патриотическому воспитанию на 2024-2025 учебный год

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 «Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса»

государственного учреждения дошкольного образования «Детский сад агрогородка Гожа»

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Участники

Ответственные

Освещение на сайте, в социальных сетях, информационных стендах государственного учреждения дошкольного образования деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

В течение года

Педагоги,

законные представители

Заместитель заведующего по основной деятельности

1. РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ

1.1

Организация и проведение тематических книжных выставок, посвященных юбилеям белорусских писателей, памятным датам, населенным пунктам Республики Беларусь – «Куточак майго дзяцінства»

В течение года

Педагоги, воспитанники

 

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования

1.2

Конкурс рисунков «Тут я нарадзiўся i ганаруся гэтым»

январь

Педагоги, законные, представители воспитанников, воспитанники

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования

1.3

Мероприятия, посвященные Дню Родного языка

февраля

Педагоги, воспитанники

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования, музыкальные руководители

1.4

Тематическое занятие на тему: «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» (в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь)

май

Педагоги, воспитанники

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования, музыкальные руководители

1.5

Тематическое занятие

 «День Победы»

 

май

Педагоги, воспитанники

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования, музыкальные руководители

1.6

Виртуальные экскурсии

В течение года

Педагоги, воспитанники

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования

1.7

Мероприятия в рамках празднования Дня независимости Республики Беларусь

июль

Педагоги, воспитанники

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.      РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

2.1

Мероприятия, посвященные Дню Родного языка

февраля

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.2

Интерактивная игра для воспитателей «Знаем. Узнали» - Беларусь: традиции и обычаи, обряды.

март

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.3

Викторина, посвященная Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

май

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.4

Мероприятия в рамках акции «Помнить – значит жить», празднования Дня Великой Победы

май

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.5

Выставка цветочных композиций ко дню независимости Беларуси: «Кветкi Беларусi»

 июль

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.6

Проведение Дня знаний на тему ”Историческая память – связь времен и поколений“

сентября

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.7

Выставка в методическом кабинете альбомов на тему «Мая Радзiма – Беларусь»

октябрь

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

2.8

Викторина «Знаешь ли ты свой город Гродно?»

декабрь

Педагоги

Заместитель заведующего по основной деятельности

3.      РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

3.1

Мероприятия, посвященные Дню Родного языка

февраля

Законные представители воспитанников

Заместитель заведующего по основной деятельности

3.2

Патриотическая акция «Дзякуем за мiр»

май

Законные представители воспитанников

Заместитель заведующего по основной деятельности

3.3

Выставка цветочных композиций ко дню независимости Беларуси: «Кветкi Беларусi»

июль

Законные представители воспитанников

Заместитель заведующего по основной деятельности

3.4

Фотовыставка «Посмотри, как хорош, город, в котором ты живешь!»

октябрь

Законные представители воспитанников

Заместитель заведующего по основной деятельности

 

свернуть

Маршруты выходного дня

Уважаемы родители Вашему вниманию мы предлагаем маршруты выходного дня.  Следуя по определённому маршруту, Вы сможете познакомиться с краем с посещением музеев, которые позволяют окунуться в культурную среду мест посещений с традициями жителей и их образом жизни. На данный момент апробированными и наиболее востребованными являются 40 маршрутов с включением 66 музеев и музейных комнат учреждений образования, из которых 37 историко-краеведческого профиля, 6-этнографического,11 -военно-патриотического, 2-литературного, 2 — природоведческого, 2 –комплексно-краеведческого, 1 культурологического, 1-спорта и  1 музей мемориальный. 

                                             

№п.п.

МАРШРУТ

1.

Гродно — Музейная комната “Гродно в войнах  XX ст.” ГУО “Гимназия №4г.Гродно”- дер. Лососно — д. Пушкари – дер. Загораны (I форт)- дер. Наумовичи (II форт) – дер. Лабно (III форт) – д. Новоселки – Беляны (IV форт) – оз. Юбилейное – м-н. Фолюш — историко-краеведческий музей ГУО «Средняя школа №37 г.Гродно»- Гродно.

2.

«На Августовский канал велосипедом»

Гродно  – аг.Лойки – д. Свяцк — д. Осташа – д. Немново – д. Ятвезь – дер. Белые Болота – д. Заречанка – д. Пушкари – Гродно.

3.

Г. Слоним – д. Ягодная – р. Исса – д. Деревная — народный комплексный музей УПК Деревновский ЯССШ Слонимского района» – д. Хорошевичи – г. Слоним

4.

Г. Новогрудок –историко-краеведческий музей ГУО “Средняя школа № 4 г.Новогрудка” – д. Городечно – д. Примень – д. Сулятичи – д. Мотча – д.Слободка – дер. Городечно – г. Новогрудок.

5.

Г. Новогрудок – д. Вселюб – музей боевой славы ГУО “Вселюбский УПК дзіцячы д.с.-СШ” Новогрудского района – д.Бенин – водопад на р. Плиса – д. Вселюб.

6.

Г.Дятлово – д. Курпяши  – д. Боровики – д. Рыбаки – р. Молчадь – сан. «Радон» –    оз. Дикое – г.п. Новоельня – народный историко-краеведческий музей ГУО «Новоельнянская средняя школа» Дятловского района – дер. Дворец – г. Дятлово.

7..

Г.Волковыск- д.Изабелин- д. Низяны- д. Краски- дер. Подороск – народный историко-краеведческий музей ГУО «Подоросский УПК ясли-сад-средняя школа Волковысского района»

8..

Г. Щучин — аг. Рожанка (Костел святых апостолов Петра и Павла) – аг. Орля- историко-краеведческий музей ГУО «УПК Орлевский детский сад-средняя школа» — д. Зачепичи (мемориальный комплекс «Землянка») — г.п. Желудок  -этнографо-краеведческий музей ГУО «Желудокская средняя школа имени В.Врублевского», дворец Святополк-Четвертинских) – г. Щучин

10

Аг. Каменка – аг. Рожанка — историко-краеведческий музей «Спадчына» ГУО «УПК Рожанковский детский сад-средняя школа» – г.п. Желудок (дворец Святополк-Четвертинских, костел Вознесения Пресвятой Девы Марии) – г. Дятлово (Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии, Дворец Радзивиллов) – г.п. Новоельня — ГУО «Новоельнянская средняя школа» – аг. Каменка

11.

Г.Щучин – г. Мосты — народный историко-патриотический музей ГУО «Средняя школа №5 г. Мосты» – г. Волковыск (костел Святого Вацлава, УК «Волковысский военно-исторический музей им. П.И.Багратиона»)  – г.п. Зельва — народный историко-краеведческий музей ГУО «Средняя школа №3»- Зельвенское водохранилище – г. Щучин

12.

Г. Щучин – Мурованка (церковь) – г. Лида (Лидский замок) – Гольшаны (Гольшанский замок) –  г. Сморгонь — народный историко-краеведческий музей ГУО «Гимназия №4» — костел Святого Михаила Архангела) – аг. Залесье (Усадьба Огинских) – г. Щучин

13.

Г.Щучин – д.Валевка — народный историко-краеведческий музей «Валевский УПК-д.сад-средняя школа» – оз.Свитязь – г.Новогрудок — народный историко краеведческий музей ГУО «Любчанская средняя школа»

14.

Аг.Мижеричи – костел девы Марии – церковь святой Анны – памятник участникам Великой Отечественной войны – музей боевой славы Мижеричского д/с-БШ им. В. Ляха

15.

Геологический памятник природы «Большой камень Пасутичский» — гидрологический заказник «Вишневка» — Зельвенское водохранилище — Родник «Козюльки» д. Вороничи – усадьба-музей «Старая Весь» —  республиканский биологический заказник «Медухово» — ботанический памятник природы местного значения «Дуб-тройник» — ботанический памятник природы местного значения «Дуб» —  ботанический памятник природы местного значения «Сосна» — музей «Природа и человек» Деречинского д/с-СШ — Агроусадьба «Верас»

16.

Гродно — д.Мильковщина- литературно-краеведческий  музей ГУО «Гродненский РЦТДиМ» — д.Залесна — д.Каменка — Гродно

17.

Гродно — Путришки – народный историко-краеведческий музей «Спадчына» ГУО «Путришковская СШ» Гродненского района. — Вертелишки — центр-музей «Крыніца» ГУО «Вертелишковская СШ» — Озёры — д.Головачи – Скидель- историко-краеведческий музей «Скидель промышленный»  СШ №2г.Скиделя

18.

Гродно — д.Заречанка – народный комплексно-краеведческий музей «Вытокі» ГУО «Лойковская средняя школа» —  дворцово-парковый комплекс Воловичей в Святске – д.Ратичи – 2-й форт Гродненской крепости,  Памятник скорбящей матери в д.Наумовичи — Гродно

19.

Вороново – Радунь – Радунское еврейское кладбище – музей “Валуны крутых дорог прошлого” – народный  историко-краеведческий музей ГУО “Радунская средняя школа” –     костел Богоматери Руженцовой- Иешива в Радуни

20.

 «Красоты родного края». г. Гродно — аг. Озеры – р. Котра – г.п. Острино – ст. Василишки – дер. Варевка – дер. Мыто – дер. Тарново –  г.п. Березовка – г. Новогрудок – аг. Валевка – оз. Свитязь – г.п. Новоельня – г. Дятлово – дер.Козловщина – дер. Трахимовичи (р. Щара) – дер. Щара – г. Мосты – г.п. Волпа – г. Гродно.

21.

 г Слоним – д. Залужье – р. Щара – д. Быцень – г. Слоним.

22.

д. Первомайская – д. Якубовичи – д. Бершты — д. Зиняки – г.п. Острино – г. Щучин – д. Зачепичи – г.п. Желудок – д. Василишки — д. Таболичи – заказник «Котра» — д. Огородище – д. Первомайская.

 

23.

Ст. Богданов (Воложинский район) – д. Гольшаны (Сморгонский р-н)– г. Сморгонь – д. Завельцы (Островецкий р-н) – д. Гервяты – д. Михалишки — дер. Ольшево (Мядельский р-н) – природный комплекс «Голубые озёра» – д. Константиново – д. Нарочь – оз. Белое – дер. Брусы – дер. Слобода (Вилейский р-н) – д. Ижа – устье р. Нарочанки – д. Засковичи – д. Залесье — д. Синьки – д. Крево – ст. Листопады.

24.

г. Новогрудок – г. Волковыск – г. Свислочь – д. Стоки – дер. Гончары – дер. Безвоздники – оз.Романовцы – д. Жарковщина – «Царь Дуб» — оз.Песец – д. Порозово – д. Вердомичи – ст. Нестеровичи – г. Волковыск – г. Новогрудок

25.

г.Волковыск — г.п. Зельва — д. Сынковичи — г. Слоним- д. Жировичи — дер. Шиловичи — г. Слоним — г. Волковыск

26.

г. Волковыск — г.п. Красносельский — кремниевые шахты — г.п. Россь — аг. Волпа — г. Мосты — г. Волковыск

27.

г. Волковыск — аг. Пески — г. Мосты- аг. Дубно-аг.Лунно – д. Гудевичи – д. Репля — г.Волковыск

28.

г. Свислочь — д. Вердомичи — д. Гриневичи — г.п. Порозово — д. Новый Двор – г. Свислочь

29

 Ивье — историко-краеведческий музей ГУО «Ивьевская средняя школа» — Гольшаны — народный  историко-краеведческий музей им. Э.С. Корзуна ГУО «Гольшанская средняя школа»  Ошмянского района

Боруны — Крево — народный историко-краеведческий музей ГУО «Кревская средняя школа» — Гервяты

30.

«Шляхом древних гудов».

Гродно — -Богатыревичи-Лунно- Гудевичи — Малая Берестовица — Гродно

31.

Мир — народный историко-краеведческий музей ГУО «Мирская средняя школа» — Несвиж — Новогрудок

32.

«Многоликий Гродно»

Историко-краеведческий музей «История улиц г. Гродно» ГУО «Средняя школа № 26 г. Гродно», Покровский собор 1908 г. – дом Э.Ожешко – историческая застройка пл.Тизенгауза XVIII в. – историческая застройка Советской улицы – Фарный костел сер.XVII-сер.XVIII в. – историческая застройка улицы Замковой – Старый Замок XIV- XVIII в. – Новый Замок XVIII в.

 

33.

«Святыни нашего города»

Культурологический музей «Христианские ценности и народные традиции в семье» ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно», Покровский собор 1908 г. – Коложская церковь  XII в. – Государственный музей истории религии  – Фарный костел сер. XVII-сер. XVIII в. – Костел Св.Креста к. XVI-нач. XVII в. – Бригитский монастырь нач. XVII в.

34.

«В здоровом теле – здоровый дух»: Гродно- д.Вертелишки — д.Озеры — Гродно
(посещение конного манежа в аг.Вертелишки, аквацентра «Озерный»)

 

35.

 «По Августовскому каналу»: Гродно-Святск-Сопоцкин – Домбровка – Наумовичи-Гродно(посещение дворцово-паркового комплекса Воловичей в Свяцке,  2-го форта Гродненской крепости и памятника скорбящей матери)

 

36.

«Гродно пограничный»: Гродно-Свяцк-Сопоцкин-застава Усова-Наумовичи-Гродно (мемориальный музей  В.М. Усова ГУО «Средняя школа № 3 г. Гродно»), памятник воинам-пограничникам в Гродно, дворцово-парковый комплекс Воловичей в Свяцке, музей погранзаставы им. В.Усова, 2-го форта Гродненской крепости.

 

37.

«Гродно пограничный»:

Гродно-Беляны-застава Сивачева-Коробчицы-Гродно

 

38.

«Горжусь тобой, мой край родной»: Гродно – М.Можейково – Березовка – Лида – Гродно

39.

Лида – Бердовка (историко-краеведческий народный музей Бердовского УПК д/с-СШ, Усадьба Дембовецкого) – Докудово (Церковь Рождества Богородицы, пункт геодезической Дуги Струве «Докудово», агроусадьба Огарко С.А. с этнографическими анимациями) – Лида

40.

Лида – Березовка (Этнографический музей «Нам засталася спадчына» Гимназии №1 г.Березовки, историко-краеведческий музей «Скарбы продкаў» Березовской СШ №3, ОАО «Стеклозавод «Неман», музей стекла)– Лида

свернуть

Онлайн-экскурсии

Беларускія народныя гульні

     Вожык і мышы

Усе дзеці разам з гульцамі-мышамі становяцца ў круг. Вожык—у цэнтры круга. Па сігнале ўсе ідуць направа, вожык — налева. Гульцы прамаўляюць словы: Бяжыць вожык — тупу-тупы, Увесь калючы, гостры зуб! Вожык-вожык, ты куды? Пекла якой бяжыш бяды? Пасля гэтых слоў усе спыняюцца. Па сігнале да вожыку падыходзіць адзін гулец і кажа:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі луп-луп!

Чуе вожык — усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

Вожык імітуе руху: асцярожна ходзіць, прыслухоўваецца. Мышы ў гэты час бегаюць па-за кругам. Вядучы кажа:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

Мышкі бегаюць па крузе, подбегам і за круг. Вожык іх ловіць (пятнает).

Гульцы хутка прысядаюць і апускаюць рукі. Мышка злоўленая: яна ў пастцы. Такім чынам, гульня паўтараецца некалькі разоў.

Правілы гульні. Усе дзейнічаюць дакладна ў адпаведнасці з тэкстам. Вожык пятнает мышэй, злегку крануўшы іх рукой. Запятнанная мышка адразу выходзіць з гульні.

Запляціся, пляцень!

Якія граюць дзеляцца на дзве роўныя па сілах каманды — зайцы і тын. Малююць дзве паралельныя лініі — калідор шырыней 10— 15 см. Гульцы-тын, узяўшыся за рукі, становяцца ў цэнтры калідора, а зайцы — на адным з канцоў пляцоўкі. Дзеці-плот чытаюць:

Заяц, заяц не хадзі,

Ў гародзе не блудзі!

Пляцень, заплятайся,

Зайцы лезуць, спасайся!

Пры апошнім слове зайцы бягуць да плетню і імкнуцца разарваць яго ці праскочыць пад рукамі гульцоў. Зайцы, якія праскочылі, збіраюцца на іншым канцы калідора, а тым, каго затрымалі, кажуць: «Ідзі назад, у лес, асінку пагрызі!» І яны выбываюць з гульні. Дзеці-плот паварочваюцца тварам да зайцам і чытаюць:

У лес заяц паскакаў,

Нас пляцень уратаваў.

Гульня паўтараецца, пакуль не переловят ўсіх зайцоў. Пасля гэтага мяняюцца ролямі. Правілы гульні. Перамагае тая група, якая переловит ўсіх зайцоў пры меншай колькасці запеваў.

Ліскі

Якія граюць па дамоўленасці або па лесаванні выбіраюць ліса — вядучага і, построившись ў круг дыяметрам 10-20 м, кладуць каля сябе лісок. Ліс падыходзіць да аднаго з якія граюць і кажа:

— Дзе быў?

— У лесе.

— Каго злавіў?

— Ліску.

— Аддай ліску маю.

— За так не аддаю.

— А за што — скажы сам.

— Як абгоніш, дык аддам.

Пасля гэтага яны бягуць у супрацьлеглыя бакі па крузе. Гаспадаром ліскі становіцца той, хто зойме свабоднае месца ў крузе, лісам — гулец, які застаўся.

Жмуркі

Усе ідуць, прыскокваючы і напяваючы якую-небудзь песеньку, і вядуць гульца-ката з завязанымі вачыма. Як прывядуць да дзвярэй, ставяць яго на парог і загадваюць узяцца за ручку, а потым усе разам (хорам) нараспеў распачынаюць такую гаворку з катом:

— Кот, кот!

На чым стаіш?

— На дубе!

— За што трымаешся?

— За сук!

— Што на суку?

— Вуллі!

— Што ў вуллях?

— Мед!

— Каму ды каму?

— Мне ды сыну майму!

— А нам што?

— Гліны на лапаце!

Тут усе пачынаюць тармасіць ката і спяваюць песеньку:

Кот, кот Апанас,

Ты лаві тры годы нас!

Ты лаві тры годы нас,

Не развязваючы глаз!

Як толькі праспяваюць апошнія словы, разбягаюцца ў розныя бакі. А кот Апанас прымаецца лавіць якія граюць. Усе круцяцца вакол ката, дражняць яго: то дакрануцца да яго пальцам, то пацягнуць за вопратку.

Правілы гульні. Лавіць і разбягацца можна толькі пасля слоў: «Не развязваючы вачэй!» Той, да каго дакрануліся, часова выходзіць з гульні.

Пярсцёнак

Якія граюць стаяць па крузе, трымаюць рукі наперадзе лодачкай. Выбіраецца адзін вядучы. У руках у вядучага ляжыць невялікі бліскучы прадмет (гэта можа быць колца, фанцік з фальгі). Вядучы ідзе па крузе і кожнаму як быццам кладзе колца ў рукі. Пры гэтым ен кажа:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

Аднаму з дзяцей ен незаўважна кладзе колца, а потым выходзіць з кола і кажа: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Той, у якога ў ладошках апынецца колца, выбягае, а дзеці павінны пастарацца затрымаць яго, не выпусціць з круга.

Правілы гульні. Пасля слоў: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»— усе гульцы павінны паспець хутка ўзяцца за рукі, каб не выпусціць гульца з колцам у руцэ з круга.

У Мазаля

Удзельнікі гульні выбіраюць Мазаля. Усе астатнія адыходзяць ад Мазаля і дамаўляюцца, што будуць яму паказваць, пасля чаго ідуць да Мазалю і кажуць:

— Здравствуй, дедушка Мазаль

— З дліннай белай барадой,

З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!

— Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?

Дзе вы былі? Што рабілі?

— Дзе мы былі, вам не скажам,

Што рабілі — пакажам!

Усе робяць тыя руху, аб якіх дамовіліся загадзя. Калі дзед Мазоль адгадае, якія граюць разбягаюцца, а дзед ловіць іх.

Правілы гульні. Дзед Мазаль выбірае сабе на замену самага хуткага і спрытнага гульца.

Рэдзькi

Пан стаіць дзе-небудзь удалечыні, а гаспадар застаецца з редьками. Рэдзькі садзяцца на траву адна за іншы, абхапіўшы абедзвюма рукамі таго, хто сядзіць наперадзе. Яны спяваюць:

Мы на градачцы сядзім,

Ды на сонейка глядзім!

Мы ядзім, сядзім, сядзім!

Мы глядзім, глядім, глядзім!

А гаспадар перад градкамі пахаджвае. Раптам здалек чуецца:

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Гэта пан на кані (на палачцы) верхам едзе. Ен пад'язджае да градцы, аб'язджае яе два-тры разы, потым спыняецца і пытаецца: «Ці дома хазяін?» Гаспадар адказвае: «Дома! А хто там?» Пан кажа: «Сам пан!» Гаспадар пытаецца: «Што табе трэба?» Пан кажа:

Мая пані на печы ляжала.

Звалілася з печы,

Пабіла плечы.

Вохае, уздыхае —

Рэдзькі жадае.

Дай мне рэдзькі!

Хозяин отвечает:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З курыную галоўку.

Прыязджай заўтра!

Пан паехаў дадому. Праз некаторы час ен зноў прыязджае да гародзе і пытаецца тое ж самае. Гаспадар глянуў на градку і кажа:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З гусіную галоўку.

Прыязджай заўтра, тады дам!

Пан паскакаў назад. Праз некаторы час зноў прыязджае і кажа тое ж самае. Гаспадар адказвае: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!» Пан пытаецца: «А можна вырваць рэдзьку?» Гаспадар кажа: «Можна! Цягні сам, якую хочаш!» Пан падыходзіць да рэдзьцы і тузае тую, якая сядзіць апошняй. А рэдзька моцна сядзіць ды пасмейваецца над ім:

Ножкі ў пана таненькія,

Ручкі ў пана слабенькія!

Пан паскакаў назад.

Праз некаторы час зноў прыязджае і кажа тое ж самае. Гаспадар адказвае: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!» Пан усе тузае, а выдраць няма сілы. А рэдзькі з гаспадаром над ім пасмейваюцца, прамаўляючы тыя ж словы.

Нарэшце, пан натужыўся, злаўчыўся, вырваў рэдзьку і адвеў туды, дзе стаіць яго конь. Потым падыходзіць да гаспадара і зноў пытаецца: «А можна мне яшчэ рэдзьку?» «Можна, цягні!» — дазваляе гаспадар. Пан сам выдраць не можа і кліча першую рэдзьку. Пачынаюць яны разам цягнуць. Выцягнулі яшчэ адну! Потым яны сталі выцягваць усе рэдзькі па чарзе. І кожная рэдзька, якую ен з градкі выдернет, становіцца за папярэднімі редьками гуськом. Так працягваецца да таго часу, пакуль на градцы нічога не застанецца. Пан сядае на каня і едзе разам з редьками.

Правілы гульні. Выдзіраць рэдзьку можна толькі з дазволу гаспадара.

Грушка

Якія граюць бяруцца за рукі, утвараючы круг, у сярэдзіне якога становіцца хлопчык або дзяўчынка. Гэта і будзе грушка. Усе ходзяць вакол грушкі па крузе:

Мы пасадзім грушку —

Вось так, вось так!

Няхай наша грушка

Расце, расце

Вырастай ты, грушка,

Вось такой вышыні;

Вырастай ты, грушка,

Вось такой шырыні;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай у добры час!

Патанцуй, Марылька,

Пакружыся ты для нас!

А мы гэту грушку

Усе шчыпаць будзем.

Ад нашай Марылькі

Уцякаць будзем!

Грушка ў сярэдзіне круга павінна рабіць усе тое, аб чым спяваецца ў песні: танцаваць, кружыцца. На словы «Вось такой вышыні» дзеці паднімаюць рукі ўверх, а на словы «Вось такой шырыні» разводзяць іх у бакі. Калі спяваюць: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», усе набліжаюцца да грушке, каб дакрануцца да яе, і хутка ўцякаюць, а грушка ловіць каго-небудзь.

Правілы гульні. Усе гульнявыя дзеянні павінны быць дакладна ўзгодненыя са словамі.

Лясь, лясь, уцякай!

Якія граюць ходзяць па пляцоўцы — збіраюць на лузе кветкі, плятуць вянкі, ловяць матылькоў і г. д. Некалькі дзяцей выконваюць ролю конікаў, якія ў баку скубуць траўку. На словы вядучага:

— Лясь, лясь, уцякай!

Цябе коні стопчуць.

— А я коней не баюсь,

Па дарозе пракачусь!

Некалькі гульцоў пачынаюць скакаць на палачках, пераймаючы конікам і імкнучыся злавіць дзяцей, якія гулялі на лузе.

Правілы гульні. Ўцякаць можна толькі пасля слова прокачусь. Той дзіця, якога дагоніць конік, на час выбывае з гульні.

Мароз

С помощью считалки выбирается Дед Мороз.

Ты зялены, ты чырвоны,

Ты ў шубе, ў кажусе,

У цябе сіні нос,

Гэта ты, Дзед Мароз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила игры. Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

Лянок

На земле рисуют кружки — гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков.

Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их.

По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Правила игры. Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

Іванка

На земле чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик — поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Пасадка бульбы

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, - капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

свернуть

Як пачаць размаўляць па-беларуску

1.    Пазбаўцеся страхаў

Беларусы, якія не наважваюцца перайсці на беларускую мову, часцей за ўсё маюць 1001 прычыну для гэтага. Вось некаторыя з іх:

А. Я кепска размаўляю па-беларуску, таму лепш не псаваць сваімі памылкамі гэтую цудоўную мову. – Ніводная нацыя ў свеце не размаўляе на літаратурнай мове! Нават беларускія пісьменнікі кожны мае “свой варыянт” мовы, з дамешкамі і рэгіянальнымі асаблівасцямі.

Б. Я з дзяцінства размаўляю па-расейску, мая сям’я расейскамоўная. – Уявіце, што з такімі перакананнямі вам давялося б пераехаць жыць у Францыю ці Амерыку. Таксама б працягвалі?..

В. Гэта мёртвая мова, ніхто ў горадзе на ёй не гаворыць. – То маеце шанец стаць першым! І прыкладам для іншых гараджанаў – калі яны не пачнуць тут жа размаўляць, то прынамсі задумаюцца.

Д. Гэта мова калхозу і апазіцыі. – Вы адсталі ад трэнду! Сёння беларуская мова – мова культуры, інтэлігенцыі, а таксама мова для кожнага беларуса на ўсе выпадкі жыцця! Размаўляць па-беларуску – гэта сучасна, годна і модна!

 2.    Папаўняйце свой слоўнікавы запас

Пачніце з пасіўных спосабаў: чытайце кнігі, глядзіце агучаныя па-беларуску фільмы, слухайце беларускамоўную музыку, чытайце беларускамоўныя сайты і газеты, усталюйце на кампутары праграмы з беларускім інтэрфейсам. На сайтах, дзе гэта дасяжна, пераключайцеся на беларускую мову. Тое самае – з банкаматамі, інфакіёскамі і г.д.

 3.    Пішыце па-беларуску

Калі вам складана пачаць размаўляць – пачніце з пісьмовай мовы. Мэйлы, эсэмэскі, паведамленні ў інтэрнэце, допісы ў сацсетках. Пры гэтым вы маеце час абдумаць напісанае, зазірнуць у слоўнік (slounik.org). Вашыя знаёмыя пачнуць звыкацца да вас-беларускамоўнага, а вы знойдзеце новых беларускамоўных знаёмых.

 4.    Звяртайцеся па-беларуску да незнаёмцаў

Псіхалагічны бар’ер прасцей за ўсё пераадолець з незнаёмымі людзьмі, якіх вы бачыце першы і апошні раз: прадавачка ў краме, кіроўца маршруткі, мінак на вуліцы. Гэта прасцей, чым адразу пачаць размаўляць па-беларуску з бацькамі ці сябрамі, з якімі ўсё жыццё вы гутарылі па-расейску.

 5.    Наведвайце беларускія імпрэзы

Чуць жывую мову – вельмі важна, каб хутчэй авалодаць ёй самому. Да таго ж, на такіх імпрэзах вы можаце здабыць новыя знаёмствы – і пашырыць свой беларускамоўны асяродак. Яшчэ адзін спосаб – вандроўкі з беларускамоўнымі экскурсаводамі і краязнаўцамі.

 6.    Пачніце ўжываць мову ў побыце

Спачатку ў сям’і, потым на працы – у звыклых вам асяродках. Будзьце гатовыя тлумачыць зноўку і зноўку людзям прычыны такога пераходу. Прасіце падтрымаць вас у гэтым. Памятайце, што расейскамоўныя беларусы цудоўна вас разумеюць, калі вы звяртаецеся да іх па-беларуску. Старайцеся размаўляць павольна і прыгожа – каб суразмоўцам было яшчэ прасцей разумець вас. Гэта яшчэ болей прыхіне людзей да вас.

 7.    Пазнаёмцеся з дасведчанымі носьбітамі мовы

Патлумачце ім, што толькі вучыцеся. Папрасіце выпраўляць памылкі ў вашым маўленні і лексіцы. Уважліва слухайце, як гаворыць дасведчаны чалавек. Прасіце яго тлумачыць незразумелыя словы.

 8.    Набярыцеся цярпення

Для таго, каб пачаць не толькі размаўляць, але і думаць, сніць сны па-беларуску, вам спатрэбіцца час. Але мэта таго вартая, бо разам з моваю вам адкрыецца ўнікальны беларускі сусвет!

 9.    Наведвайце курсы, вучыце мову дыстанцыйна

свернуть

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

         В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте  4  одна  из  задач  гласит: формировать гражданственность и  национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе «Требования к структуре учебной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – «Ребёнок и общество»: формирование представлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

    Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

   В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

 Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

  Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

  Эффективным средством  является использование художественных материалов.

  Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  1. организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  2. инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  3. наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  4. хороводные игры, игры-имитации;
  5. чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  6. рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  7. рассматривание семейных фотографий и др.

    В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

 В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  1. этические беседы о городе, родной стране, мире;
  2. экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  3. рассматривание иллюстраций об особенностях природы , разных стран;
  4. знакомство с элементами национальной культуры;
  5. обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

 При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

 В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

  Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

 Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

 Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

 Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Источник: Журнал "Пралеска"  №5 ст 13-20 2014 год

Используемая литература

  1. Образовательный стандарт «Дошкольное образование» - Минск, 2013.
  2. Учебная программа дошкольного образования – Минск, «национальный институт образования», 2012.
  3. Приобщаемся к нравственно-правовой культуре/ Автор-составитель Т.С. Лобанок, Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
свернуть
поделиться в: