В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.
Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.
Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психофизическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.
Развивающие задачи предусматривают развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, речи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи); мышления (формирование умений осуществлять все необходимые мыслительные операции; анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.
Решение образовательных задач через формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков позволяет повышать уровень развития ребенка.
Воспитательные задачи направлены на оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала и способствуют формированию нравственных качеств личности, взглядов и убеждений, а также решать проблемы, складывающиеся в детском коллективе.
Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели,возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы.
На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.
Словесные приемы: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение и др.
Наглядные: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.),картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.
Словесные методы: рассказ, чтение художественных произведений, беседа вопросы.
Практические методы обучения : упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания, элементарные опыты и эксперименты, метод наглядного моделирования ,
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей),
сравнение,
проблемные ситуации и задачи,
моделирование и конструирование,
решение логических задач,
экспериментирование и опыты.
Формы организации познавательной деятельности детейна занятии разнообразны: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная (со всей группой), парная.
Игровые методы– дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:
игровые и воображаемые ситуации,
придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,
игры-драматизации,
сюрпризные моменты,
элементы творчества и новизны,
юмор и шутка (учебные комиксы).
При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.
Образовательная область «Ребёнок и природа»
Возрастная направленность старший дошкольный возраст
Тема «Осень»
Программные задачи
образовательные (какие представления будем формировать);
развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций);
воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)
Материал и оборудование
магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.
Предварительная работа
экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.
Методы и приёмы
Наглядный
наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.
Словесный
беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.
Практический
элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.
Игровой
дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль;внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии
индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная
Развивающие образовательные технологии
метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии»
В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы, например:
I этап – вводный (3-5 минут)
II этап – основной (15-18 минут)
III этап – заключительный (2-3 минуты)
Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др.
Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:
- Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.
- Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
- Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
- Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии
- Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
- Крайне редко используются:
- приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты);
- фрагменты развивающих образовательных технологий;
- электронные образовательные ресурсы.
- После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.