Педагогам

Нормативные правовые документы

Образовательный стандарт дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования

Типовой учебный план

Инструктивно-методические письма

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» 

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ  ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА  АДУКАЦЫІ  РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2022/2023 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»

ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»

Методические рекомендации

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Перечни учебных изданий

свернуть

Аттестация педагогических работников

   Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 11.05.2017 № 46, (далее – Инструкция).

     Аттестация является одним из важнейших средств оценки и развития профессионального уровня педагогических работников. Квалификационные категории предполагают дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных задач, стоящих перед педагогическим работником.

   Аттестацию педагогических работников в учреждении образования проводится на  присвоение либо подтверждение второй, первой  и  высшей педагогической категории.  

  Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования. По инициативе педагогического работника аттестация проводится на присвоение педагогической категории.

 По инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.

   Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

   Аттестация педагогического работника проходит в форме определенной процедуры. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений), утверждённой Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101.

Аттестационная комиссия в учреждении отсутствует. Педагоги проходят аттестацию в Аттестационной комиссии управления образования Гродненского райисполкома.

Аттестация педагогических работников

Процедура квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории

 

 

 

свернуть

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ И МАТЕРИАЛОВ В МИКРОКАБИНЕТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

 

 

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ, РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • материалы по ориентировке в пространстве и развитию речи (атрибуты, дидактические игры, картинки, диафильмы, слайды);
  • различные предметы домашнего обихода, сделанные из дерева, пластмассы;
  • наглядные пособия, методические рекомендации по ознакомлению с сезонными явлениями в живой и неживой природе;
  • картины, передающие сюжет, как раздаточный материал, а также серия картин как демонстрационный материал:
  • папки с набором иллюстраций, примерные планы конспектов, грамзапись литературных произведений, народные дид. игры, дидактическая кукла по методике Тихеевой с полным набором одежды, мебели, предметов туалета материал для обучения грамоте.

2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • материал по организации и руководству всеми видами игр;
  • рекомендации по изготовлению атрибутов и оборудования, зарисовки, фотографии с описанием детских построек, сделанных из снега, песка и др.;
  • описание наиболее интересных настольно-печатных дид. игр;
  • перспективные планы по руководству сюжетно-ролевыми играми в каждой возрастной группе.
  • примерные конспекты внесения и обыгрывания игрушек;
  • художественная литература, способствующая расширению представлений детей об окружающем.

3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по всем видам труда)

  • перечень необходимых предметов, орудий, инвентаря по каждому виду труда в каждой возрастной группе;
  • методические рекомендации по ознакомлению с трудом дошкольника;
  • перспективные планы по ознакомлению с трудом взрослых, зарисовки различных вариантов оборудования уголков для дежурных, устройство уголков ручного труда;
  • эскизы календаря природы, погоды по возрастным группам;
  • календарь сельскохозяйственных работ в соответствии с местными условиями.

4. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  • демонстрационный и раздаточный материал;
  • метод. разработки по всем возрастным группам;
  • примерные конспекты нетрадиционных занятий;
  • дид. игры и игрушки по различным разделам.

5. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • все виды театров;
  • набор пластинок, магнитофонные записи программных произведений классической и современной музыки;
  • игрушки, наглядные пособия по муз воспитанию;
  • нотные наборы песен, муз. произведений, игр, плясок;
  • примерные сценарии развлечений, праздников, досугов, метод. рекомендации по их организации;
  • метод. литература, способствующая составлению сценариев, сценарии.

6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

  • методические рекомендации: по гигиене, формированию знаний по физической культуре, по проведению различных форм отдыха детей;
  • примерные сценарии спорт. праздников, досугов, развлечений, тексты физкультминуток;
  • примерный режим для каждой возрастной группы;
  • комплексы гимнаст., физкультурных занятий для каждой возрастной группы;
  • перспективный план основных движений по каждой возрастной группе,
  • сборники подвижных игр, варианты оформления уголков самостоятельной двигательной активности;
  • чертежи различного оборудования для зала, участка, рекомендации по закаливанию.

7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;
  • примерные конспекты занятий по ознакомлению с изобразительным искусством, а также по всем видам изодеятельности;
  • пособия, репродукции картин, скульптуры малых форм, рекомендации по ознакомлению детей с приемами изодеятельности;
  • материалы для проведения занятий по всем видам изодеятельности;
  • альбомы с рисунками и фотографиями различных построек.

8. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  • пособия и игрушки для диагностики нервно-психического развития детей;
  • рекомендации по проведению диагностики нервно-психического развития детей;
  • дид. игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим, а также по сенсорному воспитанию;
  • варианты оборудования помещений для детей раннего возраста;
  • чертежи, фотозарисовки оборудования для детей раннего возраста;
  • примерные планы-конспекты игр, занятий, рекомендации по руководству самостоятельной деятельностью.

9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • план работы родительского комитета;
  • материалы, фотографии по оформлению тематических выставок по семейному воспитанию, рекомендации воспитателю по работе с семьей;
  • разработки консультаций, бесед, деловых игр, совместных развлечений;
  • метод. рекомендации по организации различных форм работы с родителями;
  • описание положительного опыта семейного воспитания;
  • советы родителям по организации игр, занятий, а также по оборудованию уголков для игры, уголка первоклассника.

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

➢ (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);

➢ картотека подвижных, народных, развивающих игр по всем разделам программы

➢ материалы консультаций для родителей;

➢ материалы по изодеятельности (карандаши, кисти, подставки для кисточек, тряпочки, баночки для краски и воды, пластилин, доски, поролон для рисования, бумага и др.);

➢ материалы по аппликации: фланелеграфы, силуэтные изображения предметов;

➢ дидактические игры по сенсорике: на различение цвета, формы, величины;

➢ материалы по математике;

➢ материалы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (предметные, сюжетные картинки, «живые картинки», наборы иллюстраций и др.);

➢ дидактическая кукла (одежда: шуба, пальто, куртка, кофточки, жакеты);

➢ картотека игр по общению;

➢ картотека опытов по познавательно-практической деятельности.

свернуть

Образовательные ресурсы Республики Беларусь

http://edu.gov.by — сайт Министерства образования Республики Беларусь

http://www.edu.by — Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

http://giac.unibel.by — Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

http://ris.unibel.by — Республиканский информационный поисковый узел по вопросам образования

http://cis.unibel.by — сайт Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ

http://rikz.unibel.by — Республиканский институт контроля знаний

http://www.academy.edu.by — сайт Академии последипломного образования

http://adu.by/ — образовательный портал Национального института образования

http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт

http://www.cis.bsu.by — сайт электронного журнала «Образование в СНГ»

http://kudapostupat.by – электронный справочник абитуриента РБ

http://www.nihe.bsu.by — сайт Республиканского института высшей школы

http://www.ripo.unibel.by — портал Республиканского института профессионального образования

http://www.child.of.by/ — сайт Национального центра усыновления Республики Беларусь

http://www.nchtdm.com/ — сайт Национального центра художественного творчества детей и молодежи

http://www.rcttu.info — сайт Республиканского центра технического творчества учащихся

http://www.eco.unibel.by — сайт Республиканского экологического центра детей и юношества

http://rctkum.by — сайт Республиканского центра туризма и краеведения

http://www.zubronok.unibel.by — сайт Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок»

http://profedu.unibel.by — сайт методической поддержки профессионального образования

http://tvoi-mir.unibel.by — сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

http://www.nlb.by — Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси

http://npb.unibel.by — сайт Научно-педагогической библиотеки ГИАЦ

http://mp.minsk.edu.by — Минский городской методический портал

http://www.mgiro.minsk.edu.by — Минский городской институт развития образования

http://www.iso.minsk.edu.by — сайт центра информационных ресурсов системы регионального образования МГИРО

http://boiro.brest-region.edu.by — Брестский областной институт развития образования

http://groiro.by/ — Гродненский областной институт развития образования

http://iro.gomel.by — Гомельский областной институт развития образования

http://voiro.vitebsk-region.edu.by — Витебский областной институт развития образования

http://www.mogilev-region.edu.by — Могилевский областной институт развития образования

http://www.moiro.by/ - Минский областной институт развития образования

http://nastgaz.by/ – Редакция газеты “Настаўніцкая газета”

http://n-asveta.by/ – Часопіс “Народная асвета”

http://p-shkola.by/ – Издательство “Адукацыя і выхаванне”

http://praleska-red.by/ – Редакция журнала “Пралеска”

свернуть

Социальные гарантии молодым специалистам

При приёме на работу с молодыми специалистами контракты заключаются с их письменного согласия  в пределах максимального срока действия на срок не менее срока обязательной работы по распределению и при направлении на работу.

Аналогичный порядок заключения договоров применяется к выпускникам учреждений        высшего, среднего специального и профессионально-технического образования,  самостоятельно трудоустроившимся в учреждение.

Молодым специалистам предусмотрено оптимальное распределение нагрузки. Им обеспечивается нагрузка не менее ставки. По письменному заявлению молодого специалиста ставка может быть уменьшена.

Начинающим педагогическим работникам оказывается материальная поддержка, из фондов материальной помощи учреждения на условиях Положения о распределении материальной помощи.

А также устанавливаются надбавки из фонда учреждения в размере 10% ставки (оклада) молодым специалистам, завершившим обучение с отличием, получившим степень бакалавра или магистра при добросовестном выполнении должностных обязанностей.

Всем сотрудникам обеспечивается своевременная выплата заработной платы и отпускных работникам в полном объеме.

Выплата заработной платы производиться не реже 2-х раз в месяц (ст. 73 Трудового кодекса Республики Беларусь): 19 числа – заработная плата за первую половину месяца; 4 числа - окончательный расчет за предыдущий месяц.

При совпадении срока выплаты зарплаты с выходными и праздничными днями зарплату выплачивать накануне.

Каждому работнику выдаётся расчётный листок не позднее, чем за один день до установленного срока выплаты заработной платы.

Работнику предоставляется трудовой отпуск в летнее время. Выплата среднего заработка за время трудового отпуска производиться не позднее, чем за два дня до начала отпуска.

Работникам, обучающимся в педагогических учебных заведениях или по специальности (независимо от форм собственности) в вечерних,  заочных высших и средних специальных учебных заведениях, магистратуре и аспирантуре без отрыва от производства, предоставлять оплачиваемые дополнительные отпуска для сдачи сессий и экзаменов в соответствии со ст. 214-216 ТК РБ.

Молодым специалистам оказывается методическая помощь в виде консультаций, семинаров. За каждым молодым специалистом закрепляется наставник. Начинающие педагоги имеют возможность посещать методические объединения, занятия и другие мероприятия, которые проводят опытные педагоги.

свернуть

Составление конспектов занятия

В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.

Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.

Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психофизическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

Развивающие задачи предусматривают развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, речи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи); мышления (формирование умений осуществлять все необходимые мыслительные операции; анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики    (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.

Решение образовательных задач через формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков позволяет повышать уровень развития ребенка.

Воспитательные задачи направлены на оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала и способствуют формированию нравственных качеств  личности, взглядов и убеждений, а также решать проблемы, складывающиеся в детском коллективе.

Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели,возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы.

На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Словесные приемы: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение и др.

Наглядные: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение  (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.),картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Словесные методы: рассказ, чтение художественных произведений, беседа вопросы.

Практические методы обучения :  упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания, элементарные опыты и эксперименты, метод наглядного моделирования ,

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей),

сравнение,

проблемные ситуации и задачи,

моделирование и конструирование,

решение логических задач,

экспериментирование и опыты.

Формы организации познавательной деятельности детейна занятии разнообразны: индивидуальная,  подгрупповая, фронтальная (со всей группой), парная.

Игровые методы– дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий).      Эффективность занятия  в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

игровые и воображаемые ситуации,

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,

игры-драматизации,

сюрпризные моменты,

элементы творчества и новизны,

 юмор и шутка (учебные комиксы).

При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты. 

Образовательная область «Ребёнок и природа»

Возрастная направленность старший дошкольный возраст

Тема «Осень»

Программные задачи

образовательные (какие представления будем формировать);

развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций);

воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

Материал и оборудование

магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.

Предварительная работа

экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д. 

Методы и приёмы

Наглядный

наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный

беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический 

элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой

дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль;внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения  и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии

индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии

метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии»

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы, например:

I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста  воспитанников и др. 

Типичные ошибки при составлении конспекта  занятия:

  • Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы  детей на вопросы, которые их заставили  мыслить, сопоставлять и т.д. 
  • Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
  • Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
  • Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии
  • Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
  • Крайне редко используются:
  1. приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты);
  2. фрагменты развивающих образовательных технологий; 
  3. электронные образовательные ресурсы.
  • После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия. 

 

свернуть

Правила педагогических работников

Правила педагогических работников

Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
свернуть