Консультации воспитателей дошкольного образования

Памятка: берегите природу

Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?

Использование конструктора Лего в дидактических целях?

Консультация для родителей " Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"

   Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Что же могут сделать родители ещё в раннем возрасте, чтобы заложить основы самостоятельности?

        В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают:

- умение себя занять на некоторое время,

- навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.),

- наличие собственной инициативы.

Дети всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, поддерживать идеи ребёнка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам), так и гиперопека:

- когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений;

- когда стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он ещё мал, неловок, что ему тяжело).

Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше).

Другой крайностью является желание родителей как можно быстрее “развить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса.Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребёнка есть реальная мотивация. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т.п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую верёвочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приёмы способствуют развитию самостоятельности.

 

 

Подготовила воспитатель

первой младшей группы

Шкибель Д.А.

свернуть

Рекомендации для родителей "Воспитываем у ребёнка самостоятельность"

Самостоятельность - ценное качество, необходимое  человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития  во многом  определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

    Долгое время основным критерием самостоятельности считали  отсутствие у ребенка  ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки  сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что  абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так тяга к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти – шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные  проявления самостоятельности в середине раннего возраста – это признак псевдосамостоятельности.

   Воспитывать  самостоятельность, несомненно, необходимо  с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

     Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

  Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям  в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

   Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок  начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие.  Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

    В поведении ребенка могут наблюдаться  и такие явления, как бунт против окружающих .  Ребенок  постоянно ссорится с окружающими людьми, ведет себя очень агрессивно. Может обзывать взрослого бранными словами, которых раньше не употреблял. Или  отказываться играть со своими игрушками, замахиваться на них, будто они живые.

    Таким образом, подавление детской самостоятельности  способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.      Дети стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос:  что же они могут  выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

Такой ребенок уже способен включатся в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой.  Они очень активны и с огромным  удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой  взрослыми: подает картошку, чтобы мама ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется  наша помощь.  Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления  самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д.  Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка  самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

свернуть

Рекомендации для родителей "Трудовое воспитание ребенка в семье"

Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию ребенка в семье

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

  • приобщение к труду через самообслуживание;
  • постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;
  • постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;
  • постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • организация обучения выполнению трудовых операций;
  • формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
  • учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы.

Труд в семье должен быть посильным для ребенка. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом - это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы - это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните: давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить - они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания.

Подготовил: воспитатель дошкольного образования Кисель В.В.

свернуть