Рекомендации педагога-психолога

О влиянии вредных привычек родителей на воспитание детей

        Информационный  буклет

О влиянии  вредных привычек родителей

на воспитание детей

   Наиболее неблагоприятным фактором, влияющим на воспитание детей является пристрастие родителей к вредным привычкам.

Ради своих детей родители готовы   совершать подвиги. Однако, часто не в состоянии  расстаться с сигаретой.

Вред пассивного курения для детей:

  • Отставания в физическом развитии, снижение веса;
  • Появление заболеваний: бронхиальная астма, аллергии, ангины, тонзиллиты и др.
  • Снижение мыслительных процессов, способности к запоминанию;
  • Проявления нервозности и раздражительности;
  • Пониженное настроение.

   Курящие родители передают ребенку  свою вредную привычку как эстафетную палочку. И выросший в табачном дыму он не будет видеть ничего зазорного в том, чтобы в подростковом возрасте  закурить свою первую сигарету. А привыкание формируется очень быстро, потому что стереотип поведения курящего человека он впитал буквально с молоком матери! Задумайтесь, может быть ваша сигарета станет последней!

   Наибольший вред здоровью и воспитанию  ребенка, в каком возрасте бы он не находился, оказывает злоупотребление родителями спиртных напитков. Связано это прежде всего с нарушениями  взаимоотношений между членами семьи. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

   Известно, что детская психика отличается выраженной  неустойчивостью и малой выносливостью, возникновением сильных реакций из-за невнимания родителей, пьянствующих и ссорящихся между собой.

                 Влияние родителей, злоупотребляющих спиртным на  детей:

  • Получение травм, переломов, ожогов, сотрясений мозга;
  • Задержки в психическом развитии;
  • Нахождение в состоянии хронического стресса;
  • Агрессивное, конфликтное поведение либо  поведение жертвы;
  • Пребывание в состоянии страха и горя, ночные кошмары;
  • Формирование таких качеств, как: злобность, жестокость, лживость, пассивность, замкнутость;

Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Как правило, отношения детей и родителей-алкоголиков лишены  стабильности  и безопасности. Пьющий родитель  может за один и тот же поступок  в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать,  в третьем – спровоцировать   ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю  конфликтность поведения  родителя у ребенка формируется сложное отношение к нему: он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается  подобное отношение к окружающему миру в целом.

Уважаемые родители!

Подумайте о том, что Вы и никто другой можете быть причиной проблем у своего ребенка! Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, своих родных и близких, своей страны!

 

ЦИТАТЫ  И  АФОРИЗМЫ

О  СЕМЬЕ,  РОДИТЕЛЯХ  И  ДЕТЯХ

  • Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими. (Демокрит)
  • Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
  • Материнская любовь — самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви; сама ее сущность — забота и ответственность. (Фромм Э.)
  • Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца.(Грибоедов А. С.)
  • Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей. (Демокрит).
  • Обращаясь с  ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. (Гете И.)
  • ...Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга». (Чернышевский Н. Г.)
свернуть

Детская дружба. Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками.

Детская дружба.

Как помочь ребенку  научиться общаться со сверстниками.

    Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных - всему тому, чему родители не могут его научить.

    Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что малыш не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или делает это неохотно. Поговорите с воспитателем группы, возможно, она подтвердит ваши опасения.

С чего начать?

     Если вашему ребенку меньше шести лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, навыки общения усваиваются им медленнее, чем другими детьми. Поэтому для того, чтобы научиться дружить, ему не обойтись без вашей помощи. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе. И подойти с улыбкой к нему.  Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: "Привет, меня зовут Петя. Можно поиграть с тобой?"

Время от времени ребенок даже с развитыми навыками общения может замыкаться в себе. Обычно это случается после сильного стресса: при разводе родителей, смене детского сада, при переезде в другой город и так далее. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребенка к предстоящим переменам, обсудив с ним происходящее, а также выяснив, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

Разные темпераменты

   Между прочим, совсем не важно, сколько друзей будет иметь ребенок. Количество друзей, необходимое каждому малышу, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребенку достаточно иметь двух-трех хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом - проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудности начинаются, если у родителей и ребенка разные темпераменты. Общительные мама с папой, у которых стеснительные сын или дочь, порой начинают слишком давить на ребенка . А вот родителя-интроверта, напротив, заботит слишком большое число приятелей у любимого чада - ему кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Чем же могут помочь родители?

      Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему  занятие по душе - спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.

Научите ребенка  правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные навыки общения, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени.

Чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в коллективе сверстников и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, он начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого маленького человека - его родители тоже чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребенка за то, что тот "не такой как все". Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но их вмешательство в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему он должен сам.

Это важно!

      Если у ребенка возникает конфликт с другом, посоветуйте ему возможные пути выхода из создавшегося положения. Хвалите свое чадо за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.

свернуть

Когда не стоит отдавать ребенка в детский сад

Многие родители после рождения ребенка забывают о том, что их прямой обязанностью является воспитание  ребенка и привитие ему основных навыков для дальнейшей социализации. Они считают, что главное-это построить карьеру, а воспитывают ребенка пусть воспитатели детского сада, куда его поскорее нужно отдать. Это в корне неправильно. Однако, в данной консультации мы попробуем разобраться, почему не стоит отдавать ребенка в детский сад при наличии некоторых, достаточно серьезных, на мой взгляд, причин.

 Итак, причины, которые помешают адаптации ребенка в

детском саду

1. В семье появился младенец, которому теперь необходимо больше внимания и у мамы стало мало времени на его старшего брата или сестру. Если при таких обстоятельствах отвести ребенка в детский сад, он будет чувствовать себя ненужным, решит, что от него пытаются избавиться, потому, что теперь любят не его, а нового маленького члена семьи. Такая ситуация только усложнит вхождение ребенка в группу детского сада. К рождению братика или сестрички ребенка надо готовить заранее, объясняя, что младенец потребует заботы и внимания старшего брата (или сестрички), а позже, когда ребенок подрастет, он сможет с ним играть, научить его многому как старший и взрослый. Ребенка можно отдавать в детский сад не раньше, чем через полгода после рождения младенца, когда он привыкнет к нему и будет уверен, что родители его не разлюбили.

2. Родители разводятся. В том, что папа уходит из дома навсегда, ребенок видит свою вину: «Я плохо себя вел, не слушался, вот папа меня и разлюбил». Для ребенка это трагедия. А если и мама еще отдает его чужим тетям в чужой дом, который называется «детский сад», то для малыша это будет означать, что мама решила его покинуть. Этот стресс ребенок будет переживать очень сложно, что может сказаться на его здоровье. Во время и сразу после развода мама должна заботиться о ребенке со значительно большей любовью и лаской, чем это было раньше, а папа, как можно чаще должен приходить к ребенку, уверяя его в том, что любит по-прежнему, просто ночевать будет в другом месте. Как только ребенок успокоится и привыкнет к такой ситуации, а произойдет это не раньше, чем через три-пять месяцев, можно ставить вопрос о детском саде.

3. Семья недавно переехала (менее одного или полтора месяца). Масштаб перемены не слишком явный, изменили только квартиру или город, но ребенок должен принять эти изменения и адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новым стенам, новой мебели, новым людям, которые его окружают - соседям, детям на игровой площадке во дворе; возможно, смириться, что бабушка теперь далеко и уже не будет ежедневно видеться с ним. Такое привыкание происходит легче, поскольку мама и папа рядом, вместе с ребенком, но накладывать две перемены в жизни: переезд и поступление в детский сад не стоит именно с точки зрения сохранения здоровья, чтобы избежать стресс.

4. Если через полтора или два с половиной месяца после начала посещения ребенком детского сада родители планируют отпуск, то есть он не будет ходить в детский сад от двух до шести недель. Следовательно, после такого длительного перерыва адаптация начинается сначала, ребенок снова должен привыкать ко всем особенностям детского сада. Поэтому первое вхождение ребенка в условия детского сада лучше планировать после отпуска.

5. Ребенок ничего не умеет делать самостоятельно и родители хотят, чтобы именно воспитательница научила их ребенка одеваться, умываться, держать ложку и вилку в руках и пользоваться туалетом. Над таким неприспособленным новичком станет посмеиваться и воспитатель (у которого ангельский характер и он не должен так делать), и дети, которые обычно четко замечают промахи других. Не стоит делать из своего ребенка посмешище и способствовать формированию у него комплекса неполноценности. Лучше научить ребенка всему заранее или подождать немного с приходом в детский сад, дождаться естественного овладения необходимыми бытовыми умениями и навыками. Если ребенок и может чему научиться в детском саду, так это играм и общению со сверстниками.

6. Ребенок недавно перенес тяжелое заболевание и очень слаб. Подождите, укрепите здоровье ребенка. Как только улучшится иммунитет, можно его постепенно знакомить с детским садом.

Мы рассмотрели основные причины, которые помешают ребенку легко адаптироваться в детском саду. Их список, конечно же, можно расширить, ведь у каждого ребенка имеются еще и индивидуальные особенности.

Дорогие родители, взвесьте все за и против, будьте внимательны при принятии решения о том, когда стоит отдавать ребенка в детский сад, чтобы не отбить у него охоту посещать дошкольное учреждение с радостью и не нанести ему непоправимую психологическую травму.

свернуть

Скандал по всем правилам или как справится с детской истерикой?

7 правил формирования у ребёнка положительной самооценки

У детей разного возраста может меняться самооценка. Это зависит от многих факторов - и от атмосферы в семье, и от окружения, и от характера ребенка. Как же развить у ребенка положительную, объективную и здоровую самооценку? Вам в помощь семь простых правил.

► 1.Любите ребенка
Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Только искреннее общение с ребенком даст возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

► 2. Развивайте чувство компетентности у ребенка
У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешен во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями.

► 3. Больше поощряйте и меньше наказывайте

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. Это в значительной степени повысит его самооценку.

► 4.Предоставляйте ребенку самостоятельность
Никогда не делайте за своего ребенка то, что он может сделать сам. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

► 5. Не требуйте от ребенка невозможного
Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

► 6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек
Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие . Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем.
Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.

► 7. Меньше критикуйте ребенка
Из самых благих намерений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».
Выполняя эти простые правила, вы сумеете сформировать у ребенка правильную самооценку.

свернуть

Гиперактивный ребенок

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов.

     Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

    Советы родителям гиперактивного ребенка

    Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице. 14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям: – чрезмерная двигательная активность; – импульсивность; – отвлекаемость-невнимательность.

    Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ (с синдромом дефицита внимания и гиперактивности)

1. В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя - практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, - начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: "Да не смущается сердце ваше".

2. Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

3. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

4. Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

5. Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

6. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную "территорию". В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

7. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

8. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: "С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою постель". Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии.

9. За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

10. Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др.

свернуть

Как не превратить наказание в насилие над ребенком?

В последнее время родителей волнует вопрос: можно ли и нужно ли наказывать ребенка? Как сделать наказание по-настоящему полезным и как, наказывая ребенка, не разрушить самого дорогого – его доверия к взрослому и к самому себе?

Жестокое обращение включает в себя не только телесные наказания, но и психологическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера:

-открытое непринятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

-преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

-ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму и др.

Так как же наказывать ребенка и не причинить вред его физическому и психическому здоровью?

При всех разногласиях вокруг наказания в процессе воспитания следует отметить, что этот метод воздействия на ребенка тоже имеет право на применение, потому что дает возможность ребенку понять, что его действия могут иметь негативные последствия.
Но следует помнить, что любой метод наказания действует лучше, если он применяется редко. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изолированными, у них появляются страхи и агрессия.

Рекомендуемые формы наказания:

-вынужденное безделье (сидит на специальном стуле);

-лишение поощрений и привилегий;

-осуждение поведения.

При наказании ребенка важно соблюдать некоторые правила:

1.    Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 

2.    Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3.    Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4.    За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5.    Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6.    Наказан- значит прощен, страницу жизни перевернули – никаких напоминаний.

7.    Нельзя наказывать лишением любви и заботы.

8.    Нельзя использовать наказание как физическую и умственную работу.

9.    Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Помните, что ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

ЗА ЧТО, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ:

- за естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, хочет познать функции какого-то предмета или сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно);

- за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;

- за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации: не попросился на горшок; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;

- за проявление естественного чувства : ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);

- за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

Родители! Помните, что наше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение к ребенку могут сделать для него больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.

свернуть

Как научиться не повышать голос на своего ребёнка

«Я никогда не повышу голос на собственного ребенка», — обещание, которое дает себе каждая мама. Однако мало кто не нарушил это данное себе обещание хотя бы однажды.

 Что служит причиной крика?

 В первую очередь – хроническая усталость матери. Если у женщины изначально была установка, что кричать на ребенка – это плохо, то нарушить ее она может только находясь в состоянии сильного нервного или психического истощения.

 Но как бы ни была велика мамина усталость, нельзя допускать того, чтобы она выливалась в такую форму. Ребенок не понимает причину материнского крика, и со временем, если такая манера общения повторяется снова и снова, теряет возможность реагировать на спокойную речь. При этом кричащая мама воспринимается не как самый близкий человек, достойный уважения, любви и примера для подражания, а как шумовой раздражитель.

 Как же научиться не повышать голос на ребенка?

Во-первых, если возникло желание повысить голос – лучше взять тайм-аут. Хотя бы несколько минут «выключения» из ситуации могут помочь удержаться от крика.

 Во-вторых, в тот момент, когда вам хочется закричать, представьте себя на месте ребенка, и представьте свое лицо во время крика. Такая мысль может помочь держать себя в руках.

 В-третьих, найдите способ изливать свое раздражение и усталость другими способами: побейте подушку, попинайте мяч, порвите газету в мелкие клочки.

 В-четвертых, находите минуты для себя. Если у мамы есть возможность побыть наедине с самой собой, она гораздо реже позволяет себе «выйти из берегов».

 В-пятых, если вы все же не сдержались, обязательно объясните малышу причину своего крика, а затем попросите у него прощения и пообещайте, что очень постараетесь этого больше не допустить.  В этом случае сам ребенок может помочь вам в следующий раз удержаться от некрасивого поведения, напомнив вам о ваших обещаниях.

свернуть

Как справиться с детской тревожностью?

Тревожность у детей – одна из основных проблем современности. При том, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, но к 9-11 годам соотношение становится равномерным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

   Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников многие считают нарушение детско – родительских отношений. Некоторые родители, стремятся уберечь ребенка от любых реальных и мнимых угроз для его жизни и безопасности, формируется у него  тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию малыша, реализации его творческих способностей и мешает его общению со взрослыми и сверстниками.

   Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких – либо страхов, занимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению тревожности.

   На что следует обратить внимание

   Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Родителям в такой ситуации следует:

  • Записать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку в течение дня, затем выделить те из них, которые способствовали не улучшению, а, возможно, ухудшению взаимоотношений с ребенком. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.
  • Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу.
  • Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого – то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любым питомцем поможет выстроить партнерские отношения между родителями и ребенком.

Короткие правила по взаимодействию с тревожными детьми:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к малышу завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказания лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.
  • Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, дайте им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).
  • Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.
  • Не заставляйте малыша заниматься незнакомыми видами деятельности, пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники.
  • Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже им знакомые.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было постоянное место за столом и во время сна.
свернуть
поделиться в: