Здоровый образ жизни

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде, механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.

Общие принципы закаливания

Перед закаливанием детей дошкольного возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить. Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат. Закаливание детей следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться. Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку. Программа закаливания детей должна быть построена для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его физических и психических способностей. Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны, постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой). Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими видами деятельности, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений. Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов. У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами 

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара. Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.

Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна. Дети очень любят играть в различные игры. Важно правильно организовать прогулку (подобрать подвижные игры с чередованием малоподвижных игр, гимнастические упражнения, направленные на развитие двигательной активности, организовать трудовую деятельность, наблюдения за природой и окружающим миром и др.) .

Хождение босиком

Это одно из самых древних средств закаливания. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм. Ведь между подошвой и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. Так, при местном охлаждении ног у незакалённого человека резко понижается насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат. При любом случайном охлаждении стоп человек рискует простудиться. Хождение босиком способствует активности термо- и механорецепторов стопы, а значит - надёжной адаптации организма к местному охлаждению.

Хождение босиком, кроме закаливающего воздействия на организм, оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно связанные со всеми частями и органами тела. Через стопы Босохождение оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

свернуть

Веселая физкультура в квартире

Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно важен. В хорошую погоду организовать его лучше всего на открытом воздухе. А если на улице ненастье, возникает целый ряд роблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной потребностью и площади современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепке, просмотру мультфильмов и телепередач, чтению, настольно - печатным играм). Нередко от взрослых можно слышать окрики в адрес детей: "Не бегай! ", "Сядь! ", "Не лезь! ". Родители часто больше внимания уделяют эстетике помещения, загромождают его дорогостоящей мебелью, и ребеноу нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решиться отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей - достойная награда за такую жертву.

По мнению известного специалиста в области физического воспитания детей и подростков Владимира Степановича Скрипалева: "Самое простое – повторить то, что нам подсказала природа: вернуть ребенку дерево, некогда развившее его прародителей…". В спортзале Скрипалева В.С. снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелезть на два соседних. Предложенная конструкция, расположенная всего на трех квадратных метрах, состоит из 11 снарядов, на которых можно выполнить, по утверждению автора, более 5000 упражнений – перелазов!

Для того, чтобы "стадион в квартире" использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятиям на нем можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезъянки, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение "Собачки" залезть на верхушку снаряда "дерева", сделать запас орешков и грибов, достать бананы с верхней ветки и т.п.

Снаряды украшаются и разнообразятся атрибутами, изготовленными старшими братьями и сестрами. Это поддерживает интерес младших дошкольников к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи.

"Спортивный стадион" для детей 5-8 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие, полное приключений и неожиданностей. Немного фантазии – и комплекс превратится в джунгли, а дети в краснокожих и бледнолицых. Эти и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они, не зная устали, будут с пользой проводить время на снарядах, незаметно овладевать все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу.

В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие чтения и обсуждения прочитанного, помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Родителям рекомендуется собрать небольшую библиотеку с лучшими образцами детской классической художественной литературы (книги К.Чуковского, А.Барто, С.Маршака, С. Михалкова и др.), современных писателей (И.Семеновой, Г. Остера, Г.Юдина и др.), детских энциклопедий о человеке.

О чтении лучше договориться заранее и наметить время и место, где соберется вся семья. Это может быть большой диван, ковер, круглый стол. Заранее планируется, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Тема может быть подсказана проблемами в здоровье у одного из членов семьи, общими семейными задачами и др. Так, например, чтобы преодолеть нежелание малыша умываться и мыть руки с мылом, можно прочитать и обсудить стихотворение А.Барто "Девочка чумазая". Плохой аппетит можно побороть, используя произведение С.Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала". Весной, когда возрастает количество респираторных заболеваний у детей, можно обсудить вопрос закаливания и прочитать стихотворение С.Михалкова "Про мимозу" или Н.Семеновой "Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой".

Чтение и обсуждение не должно превращаться в назидания и упреки. Художественное слово само дойдет до сознания ребенка; лучше всего после прочтения произведения спросить мнение детей о персонаже, проанализировать причины их поступков и предложить малышам помочь героям справиться с проблемами. Обсуждение произведений может быть сведено затем к формулировке семейных правил или кодекса здоровья, касающихся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

Семейный кодекс здоровья:

1. Каждый день начинать с зарядки.

2. Просыпаясь, не залёживаясь в постели.

3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

4. В д/сад, в школу и на работу - пешком в быстром темпе.

5. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унывать!

6. При встречи желаем друг другу здоровьяю (Здравствуйте)

7. Режим наш друг, хотим все успеть - успеем!

8. Ничего не жевать, сидя у телевизора!

9. В отпуск и в выходные - только вместе!

свернуть

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

  «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

   Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

     Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

     Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

     Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

     Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию здоровый образ жизни  и вступить на путь здоровья.

     Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

     В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями  более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

     Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в домашних условиях должен соответствовать режиму в детском саду.

    Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

     Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, группа, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимание значения здоровый образ жизни  для личного здоровья, хорошего самочувствия;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний.

    Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образ жизни:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

свернуть

Роль прогулки для здоровье детей. Одежда и обувь в весенний период

    Большое значение для здоровья ребенка имеет прогулка на свежем воздухе. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

Совместные прогулки с родителями, экскурсии, игры и спортивные развлечения на воздухе укрепляют здоровье детей. Между тем, во многих семьях прогулки вечером, особенно зимой в холодную погоду не проводятся, а иногда даже в субботние и воскресные дни дети совсем не выходят из дома.

Удобно устраивать вечерние прогулки, которые не требуют длительного времени и всегда привлекают детей. Ребенок радуется не только возможности погулять, но и побыть вдвоем с папой или мамой, поговорить с ними, поиграть. После прогулки у детей появляется хороший аппетит, бодрое настроение, они быстро засыпают и спят более глубоко.

Для общего физического развития и для закаливания организма очень важна правильная организация самой процедуры прогулки.

Умело подобранная одежда для весенних прогулок — залог здоровья ребенка.

Солнышко пригревает все сильнее, и скоро весна порадует нас еще большим теплом, цветочными и травяными ароматами, щебетанием птиц и свежестью воздуха. Весна по-своему обманчива, она пригреет горячими лучиками солнышка, и мы уже раздеваемся, скидывая теплые одежды и шапки. И как итог — простуды, такие частые именно ранней весной. Итак, давайте подумаем, как одеть ребенка в этот период — ранней весной для прогулок на улице.

Во-первых, если вы собираете ребенка на улицу в весенний день не нужно его сильно кутать, так как зима все-таки уже сдала свои позиции, хоть и не полностью. Некоторые родители ошибочно считают, что маленького ребенка надо тепло одевать. Если одеть ребенка слишком тепло в тесные одежды, он может быстро вспотеть и простудиться. Лучше одеть на прогулку ребенка просто надежно, чтобы одежда его была не жаркой а теплой и обладала защитными свойствами к ветру и дождю. В не зависимости от возраста чрезмерное укутывание, лишняя одежда мешают детям двигаться, не дают возможности участвовать в играх.

Родители обычно покупают демисезонную обувь, которую можно носить и весной, и осенью. А какая должна быть детская обувь на межсезонье? Требования к любой детской обуви - это хорошая фиксация, которая достигается с помощью жесткого задника, правильной системы шнуровки или застежки. Любая застежка, будь то шнуровка или всевозможные липучки и кнопки, должна быть расположена так, чтобы можно было просто и удобно надеть обувь на ребенка. Для межсезонья обувь должна быть утепленной, защищенной от воздействия дождя, снега, грязи.

На прогулку ребенок должен быть одет и обут в соответствии с погодными условиями.

В любое время года дети должны находиться на воздухе. Оздоровительно — воспитательное значение прогулки не измеримо возрастает, если она насыщена разнообразной, увлекательной деятельностью, необходимыми движениями.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка инфекционным и простудным заболеваниям. Движения необходимы для растущего организма, их недостаток вызывает у дошкольника задержку роста, умственного и физического развития. Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми понятиями, представлениями, у них развивается мышление и память, ориентировка в пространстве.

свернуть

Переедание у детей

   Растущему организму детей необходимо большое количество питательных веществ, поэтому здоровый ребёнок обычно не жалуется на отсутствие аппетита. Однако иногда частое и неконтролируемое употребление пищи может стать проблемой, негативным образом влияющей на здоровье. Кроме того, эта проблема может иметь неприятные последствия в будущем, когда ребёнок вырастет. Поэтому, заметив неумеренный аппетит ребёнка, родители должны принять все меры, чтобы помочь ему справиться с возникшей проблемой.

Причины переедания, негативно влияющего

на здоровье детей

Поскольку переедание отрицательно влияет на здоровье детей, необходимо, в первую очередь, определить причину такого отклонения в поведении ребёнка и постараться ее устранить. Педиатры и детские психологи на основе своих практических наблюдений составили ряд наиболее распространенных причин, ведущих к такому нарушению питания ребёнка, как неумеренный аппетит:

  • чувство одиночества.

Пища вызывает в организме выработку особых гормонов, положительно влияющих на психоэмоциональное состояние. Дети, которым не хватает внимания родителей, часто испытывают недостаток любви, чувство одиночества и несчастья. А это колоссальный стресс для несформированной психики ребёнка. Поэтому организм, попадая в такую стрессовую ситуацию, стремится нейтрализовать ее негативные последствия самым простым и доступным способом — с помощью частого употребления пищи;

  • скука.

Дети, которым нечем заняться, едят чаще и больше. Их организм воспринимает прием пищи не как процесс насыщения, а как активную деятельность. Поэтому родители для сохранения здоровья детей должны обязательно организовывать их досуг, записав в различные кружки, секции и школы, а также обучая занимать себя дома самостоятельно, играя, рисуя, занимаясь лепкой и чтением;

  • неправильное отношение взрослых к питанию ребёнка.

Часто мамы и бабушки сами провоцируют проблему переедания у детей, стремясь накормить малыша еще с младенчества большим количеством пищи, считая, что пухлые щеки — это признак здоровья. Но, на самом деле, такое отношение взрослых к культуре приема пищи ведет лишь к ухудшению здоровья детей и риску ожирения в будущем;

  • отсутствие культуры питания в семье.

Очень часто в семье сытный калорийный прием пищи считается главной ценностью и признаком благополучия. Несоблюдение принципов правильного питания родителями в большинстве случаев ведет к формированию нездорового отношения к пище у и детей. Там, где отсутствует культура питания и здоровое отношение к еде, нередко можно наблюдать лишний вес у всех членов семьи. Привычку постоянно что-либо жевать дети перенимают от взрослых.

 
 

Советы родителям детей, склонных к перееданию

Определив причину неумеренного аппетита, родители должны предпринять все меры, чтобы ее устранить. Для этого можно использовать следующие рекомендации опытных педиатров, диетологов и психологов:

  • обратить внимание на психо-эмоциональное здоровье детей и, по возможности, принимать максимальное участие в жизни ребёнка. Это значит, что необходимо стараться освободить время, чтобы провести его вместе с ребёнком, быть внимательным к его состоянию, вникать в проблемы и улучшить качество общения. В таких условиях дети не будут ощущать себя одинокими, и организму не нужно будет использовать пищу в качестве источника счастья и радости. Эти эмоции будут возникать от общения с родителями;
  • организовать активную и насыщенную жизнь ребёнку, найдя занятие, которое ему нравится. Это может быть хобби, любой кружок или спортивная секция. Главное, чтобы они приносили удовольствие и занимали свободное время, не давая ребёнку возможности заскучать;
  • изменить собственное отношение к пище и культуре питания. Пример родителей — это лучшее средство воспитания и эффективный способ мотивации. У пап и мам, которые ведут активный здоровый образ жизни, приучая к этому своих детей, обычно не возникают проблем с перееданием и лишним весом. В таких семьях дети получают удовольствие не от еды, а от общения с родителями и активного образа жизни, гуляя, играя с мячом, катаясь на велосипеде или роликах.

Основы правильного питания ребёнка

Чтобы предотвратить проблему переедания или избавиться от нее, нужно грамотно организовать питание ребёнка. Для этого нужно подчинить рацион следующим принципам:

  • следует избегать длительных перерывов между приемами пищи. Оптимальный график предполагает 5-6 приемов пищи в день, в которые входят полноценный завтрак, обед и ужин, а также 2-3 перекуса. Организовав режим еды таким образом, можно предотвратить возникновение острого голода, заставляющего съедать больше пищи, чем необходимо организму для обеспечения своих потребностей в питательных веществах и энергии;
  • питание ребёнка должно включать в себя преимущественно полезные и здоровые продукты. Употребление сладостей, полуфабрикатов, колбас, консервов, фастфудов, а также газировки, снеков, чипсов и сухариков нужно свести к минимуму. Рацион детей должен состоять из диетических сортов мяса, рыбы, молочных продуктов, каш, овощей, фруктов, орехов и зелени. Чтобы удовлетворить потребности организма в жирах, участвующих в формировании новых клеток, дети должны употреблять рыбий жир, растительные и молочные жиры, например, небольшое количество сливочного масла, жирный творог. В качестве сладостей рекомендуется ввести в рацион сухофрукты, натуральные зефир, пастилу и мармелад. При приготовлении пищи следует избегать жарки;
  • При организации здорового рациона по принципам правильного питания родителям следует быть предельно аккуратными. Радикальные методы при ограничении в любимой еде могут вызвать у ребёнка дополнительный стресс. Такой подход к питанию должен распространяться не  только на ребёнка, страдающего перееданием, но и на его братьев, сестер, на всех членов семьи. Приучать детей к здоровой пище и исключать вредную нужно постепенно, заменяя, например, свиные котлеты куриными, а колбасу — мясом, запеченным в фольге.
свернуть

Полезные советы для родителей

• Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.

• Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.

• Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.

• Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.

• Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.

• Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.

• Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).

• Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:

• Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.

• За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)

• За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.

• Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.

• Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.

 Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.

свернуть

Закаливание детей дошкольного возраста

      Дошкольный возраст можно назвать одним из самых важных периодов в жизни ребенка, которой определяет его дальнейшее становление в плане физического здоровья. Тем белее, что именно в этот период дети чаще сталкиваются с различными инфекциями, в том числе и в результате поступления в организованные коллективы. Вот тут и начинаются обращения к педиатрам за той «волшебной таблеткой для поднятия иммунитета». Сразу надо отметить - иммунитет в аптеке не купить. Это работа каждый день, начиная с самого рождения, с целью повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому работу нужно начинать с рождения. Сразу надо отметить, что иммунитет - это не только закаливание, это еще и обязательные профилактические осмотры у педиатра и врачей-специалистов, это и вакцинация, и наследственность. Но здесь остановимся на закаливании.

Одни и те же мероприятия не могут быть использованы одинаково у всех детей. Перед закаливающими процедурами необходимо определить состояние ребенка, его здоровье, индивидуальные особенности. Поэтому, даже для, казалось бы, таких простых на первый взгляд процедур, необходимы профилактические осмотры у педиатров, на которых будет определена группа здоровья ребенка, и родители с уверенности будут знать, что именно их ребенку в данный период возраста и будет полезно.

Если ваш ребенок по состоянию здоровья относится:

  1. к 1-ой группе здоровья, то ему показаны все формы закаливания и физические нагрузки;
  2. детям со 2-ой группой здоровья следует отдавать предпочтения закаливаниям воздухом, а при проведении водных процедур, их температура должна быть выше на 2 градуса, а физические нагрузки должны быть ограничены;
  3. детям с 3-ей группой здоровья должны проводиться только местные водные процедуры, а воздушные мероприятия должны быть умеренными.

Для ослабленных детей должен быть индивидуальный подход. И мнения, что ослабленным детям противопоказаны закаливания глубоко ошибочно. Наоборот, такие дети особенно нуждаются в них, и при индивидуальном подходе для них приемлемы все виды закаливания.

Все процедуры должны иметь:

  1. индивидуальный подход;
  2. постепенный переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным (это касается продолжительности воздушной или солнечной ванны, снижения температуры воды при водных процедурах и др.);
  3. постоянство использования во все времена года и без перерывов;
  4. комплексное использование (солнечные лучи, воздух, вода, физические упражнения и т.д.);
  5. положительный эмоциональный фон у ребенка (они должны нравится ребенку).

Воздушные ванны

Воздушные ванны включают в себя сон на открытом воздухе или с открытой форточкой, но без резких порывов ветра. Начинать надо с температуры 22-24 градусов с постепенным снижением на 1 градус каждые 2-3 дня, постепенно доводя до 15 градусов. Продолжительность воздушной ванны начинается с 3-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 мин. Красными сигналами являются: покраснения и повышенное потоотделение при теплых воздушных ваннах, и озноб, и так называемая гусиная кожа при холодовых воздушных ваннах.

Закаливание водой

  1. умывание начинают с температурой воды 20-22 градусов постепенно снижая на 1-2 градуса;
  2. полоскание горла начинают с 28 градусов постепенно снижая температуру воды до 18;
  3. обливание стоп с 28 градусов со снижением температуры воды каждые 10 дней на 1-2 градуса, доводя температуру до 10 градусов. Продолжительность процедуры должна составлять 25-30 секунд;
  4. обливания туловища должны начинаться со спины, далее грудь, живот, верхние и нижние конечности, исключая область головы. Летом температура воды не ниже 28 градусов, а зимой не ниже 30 градусов. Постепенно снижая каждые 10 дней до 20-18 градусов;

Закаливание ослабленных и часто болеющих детей

Воздушные ванны зимой можно начать с хождения босиком в течении 3-5 минут в помещении с температурой 18-20 градусов, с постепенным увеличение продолжительности до 15-20 мин в день. А при закаливании водой отдавать предпочтения местным процедурам, но начинать с температуры 37 градусов с постепенным снижением на 1 градус каждые 4 дня. Так же можно приучать ребенка и пить холодную воду. Обливания ног так же надо начинать с более высоких температур, в сравнении со здоровыми детьми. При контрастных обливаниях начинать с 35 градусов (постепенно довести до 40 градусов). Затем прохладной с 24 градусов со снижением до 18 градусов.

Делайте закаливающие процедуры всей семьей. Гуляйте в любую погоду, в соответствующей для этой погоды одежде. Не прибегайте к крайностям. И выбирайте процедуры по душе именно вашему ребенку, в соответствии с его самочувствием и состоянием здоровья.

Список литературы

  1. Гигиенические основы закаливания детей и подростков: метод. рекомендации / Г. В. Лавриненко, Ж. П. Лабодаева. Минск: БГМУ, 2007. 15 с.

 

свернуть
поделиться в: